Чтобы праздник не был праздным (фоторепортаж)
Я не отношу себя к категории людей, считающих, что в Беларуси есть одна проблема. Убрав которую, как камень с дороги, мы прямиком пойдём в новую, лучшую жизнь. На мой взгляд, этих проблем больше и лежат они намного глубже.
Возьмём социальную пассивность белорусов, близкую к состоянию социальной комы. Думаете, её незаметно распыляют сверху? Или тайком подмешивают в белорусские продукты питания?
С рационом у белорусов, конечно, не всё в порядке. «І рэк, і азёраў мы маем зашмат / А мораў няма, акіянаў няма». Эта начальная строчка замечательной песни «Марскi чалавек» затрагивает одну из фундаментальных проблем белорусской нации. Кроме того, что море даёт ощущение бескрайнего горизонта и свободы, оно также является поставщиком морепродуктов. Богатых «микроэлементом интеллекта» - йодом. Как говорят медики, недостаток йода в организме (йододефицит) приводит к отставанию в умственном развитии. А также к стадному мышлению и подверженности манипуляциям со стороны доминантых особей. В Беларуси и без того потребление рыбы и морепродуктов было значительно ниже среднеевропейского, а из-за кризиса мы стали потреблять их ещё меньше. Откуда тут взяться социальной активности...
Впрочем, не стоит слишком преувеличивать значение принципа «человек есть то, что он ест». Гораздо важнее, как мы организуем свой быт, свою повседневность, будни и праздники. Поскольку сегодня официальный праздничный день, хотя отношение к нему среди белорусов неоднозначное (см. результаты голосования), поговорим о праздниках.
На протяжении уже долгих лет «праздник» для массового белоруса означает повод выпить и закусить, после чего лечь спать с тяжёстью в желудке и мутью в голове. Элемент гуляний и забав, то есть совместных активных действий, из праздников давно выветрился. Даже песни за столом поют теперь крайне редко!
Такая убогость наших праздников, их однообразие и пассивность в немалой степени формируют национальный характер. Сравните их с праздниками в Европе - сразу станет понятно, что в европейской семье народов мы пока остаёмся бедными родственниками не только по причине своеобразия политического режима.
Но, оказывается, можно по-другому.
Недавно мы познакомились с удивительной семьёй. С каким-то немыслимым по нынешним временам количеством детей. Я до сих пор не то что по именам всех запомнить, сосчитать не смог. Они никогда не стоят на месте, постоянно хаотически перемещаясь в пространстве. Одно знаю наверняка: их больше пяти, но меньше десяти. Крайняя редкость: семей с тремя и более детьми в белорусской столице всего около трёх процентов.
Существует распространённый стереотип, будто многодетные семьи одновременно и неблагополучные (деструктивные, дисфункциональные, одним словом, семьи «группы риска»). Сложно сказать, насколько такой стереотип соответствует статистике, но эта семья его полностью опровергает - по сравнению с ними любая «нормальная» семья покажется неблагополучной. Потому что нормой в «нормальных» семьях считается «отключить» ребёнка при помощи телевизора, компьютера, навороченного мобильника, откупиться от него подачкой - лишь бы не мешал. Нормой считаются эгоистичные и «рыночные» отношения: ты - мне, я - тебе.
Здесь всё иначе: этот большой и бурный коллектив живёт как один многорукий, многоногий и многоголовый слаженный организм. Живой, деятельный и весёлый. Истерика и капризы, которые могут затянуться у единственного ребёнка в семье на несколько часов, тут гасятся и растворяются в течение минут в общей дружной круговерти. У них нет телевизора, компьютер один на семью, никаких навороченных мобильников. Они рады общению и активному взаимодействию друг с другом.
Мой сын, до того мечтавший только об айфоне, проведя вместе с этой семьёй Новый год, сказал, что любой айфон он отдал бы за то, чтобы жить вместе с ними.
Праздники организуются всей семьёй - от мала до велика, каждый праздник по-новому. Тот, про который я собираюсь рассказать в фотографиях, день рождения одного из мальчишек, назывался «Богатырский пир». Каждый гость получил приглашение, выдержанное в былинной стилистике. «Ой ты гой еси, добрый молодец !» и т.д.
От лифта к двери квартиры вели серебристые следы детских ног, чтобы не сбиться с дороги:
На первой двери гостя встречало богатырское приветствие:
На второй - знаки богатырской принадлежности:
Каждому дали заглянуть в волшебное зеркало через потаенную щёлочку:
Через которую заглянувший видел себя в образе настоящего богатыря:
Потом начались богатырские состязания:
За ними внимательно наблюдал с дочерьми князь Владимир, давным-давно приехавший из Колумбии, а теперь занимающийся расчётами для адронного коллайдера:
Богатырям пришлось проделать долгий и нелёгкий путь через косогоры и буераки, сразиться по дороге с Соловьём-разбойником, чего мне не удалось заснять из-за стремительности происходящего и кучи-малы. Наконец богатыри добрались до пещеры дракона, который похитил и держал в заложницах самую младшую дочь князя:
Богатырям при помощи князя пришлось отвечать на сложные вопросы дракона и помочь расколдовать драконьих племянников - дракончиков, прежде чем получить маленькую княжну обратно.
Перед богатырями выступили скоморохи:
И только тогда настало время пировать. Несмотря на то, что пир был богатырским, был он лёгок и недолог. В отличие от традиционных белорусских застолий заняв каких-нибудь 10-15 минут.
Не знаю, как это у них получается, но пример стоит повторить дома. Очень приятное чувство, когда праздник оставляет после себя не тяжесть пустой праздности, а ощущение радостной наполненности и осмысленности. Ни намёка на «агульную млявасць і абыякавасць да жыцця».





галоўнае онлайн:


Аўтар:
Навіны
абмеркаванне
Елена Сергеевна (23.02.2012 08:38)
Дмитрий, спасибо за репортаж! Этой семье - спасибо, что она есть и что она такая! Вспомнились строчки одной давнишней песни: "Есть одно сужденье очень спорное, что бывает зависть только чёрная". Да, бывает и другая, когда мы говорим: по доброму завидую. Вот и я сейчас - по доброму завидую. Потому что всё, на что я была способна - это устроить внукам на день рождения поиски запрятанных подарочков, путь к которым надо было отгадывать по запискам со стихами-указателями. Расшифровывать эти указания и попытаться использовать их в качестве "компаса". Ну и ещё торт со свечами в количество лет, которые тушил именинник под коллективный счёт исполнявшихся лет. А у них, действительно, прекрасный праздник. Не удивительно, что ребёнок предпочёл этот семейный круг айфону! Не удивительно! Передайте этой семье моё восхищение и пожелание доброго телесного и душевного здравия!
alex (23.02.2012 12:48)
..... и все же я скажу, потому что тоже думаю, если вы Дмитрий не против!? Нет ее по моим жизненным наблюдениям "более активной или менее..." Есть критическая масса, черта, предел...как хотите , при чем со всякими политическими системами и даже такими где "говори что хошь!-создавай что хошь!-митингуй что хошь!!!!" Вот этой черты опасаются все власть держащие потому что за ней очень много всяких мелких последствий! НО каких? Магизины раз..., машины.!!!... Так не свои же !!!!! А вот так чтоб как в Тунисе !!!!!! Это нужно чтоб лопнуло по настоящему. Статистика: в среднем 30 лет(лизали, оказалось что не ту!!!) и так чтобы все хуже и хуже.Так какой Лукашенка допустит этого!? Он еще 30 миллиардов возмет на их шею, чтобы они ему же на его не сели.Что он успешно и делает теперь уже с шейхами.У вас выход один Дмитрий. И я все больше к этому склоняюсь: требовать через референдум политических реформ в плане уменьшения полномочий первого лица.Думаю он и сам на это пойдет, потому что "пахать" за всех как он это делает долго не возможно. Как вы это организуете?-спросите у Погоняйлы Гарри.Посоветуйтесь со всеми кто мудр !!!Не пройдет. Сидите так как сидели ! Без обид! Я краине не враг, сами знаете. Удачи вам!
NY (23.02.2012 13:48)
A vot za eto mozhno vypit'!.. 23.02.2012. S'egodn'a na sajt'e "Narodnaj voli" zazvuchala "sv'atotatstv'ennaja" t'ema: "мы пока остаёмся бедными родственниками не только по причине своеобразия политического режима"... Vot im'enno! Kor'en' zla -- n'e v r'ezhym'e vlasti, a v tom, chto etot r'ezhym sootv'etstvujet sostojaniju bol'shynstva nas'el'enija. I r'ezul'taty vyborov i r'ef'endumov zavis'at n'e ot fal'sifikacyi itogov golosovanija, a ot "gorizonta" myshl'enija bol'shynstva el'ektorata... Znachyt, nado chto-to d'elat' s etim samym "gorizontom"? Chto d'elat'? Vo vs'akom slychaje, ne d'elat' glupost'ej -- n'e dostavl'at' stradanij blizkim "radi krasnogo slovtsa", n'e zhdat' p'er'em'en ot vyhoda na majdan 10 millionov chelov'ek (uzh bol'she tolku ot 10 tus'ach rabochuh, kotoryje nikuda n'e vyshli, a sid'at po domam). Prot'estovat' i borot'sa nado... protiv "diktatury mal'en'kogo chelov'eka" (vyrazhenije Sv'etlany Al'eksijevich). A dl'a etogo nado... rasshyr'at', rasshyr'at', rasshyr'at' "gorizonty". Jest' massa m'etodov. N'e tol'ko "море даёт ощущение бескрайнего горизонта и свободы".
Filifionka (23.02.2012 14:18)
Па-сутнасьці файная сям'я. Але небеларуская. Гэта наскрозь расейскае сьвята на аснове расейскага фальклёру, таму не маё гэта.
alex filfionke (23.02.2012 14:37)
Согласен ! Но вот в чем вопрос ! Вопрос в том, что эта идилия-норма жизни семьи европейца. Если бы вы видели уважаемая на каком уровне это к примеру в Скандинавии и как все все это происходит и дома и в садике... Следы на кафеле были бы единственной схожестью !!! НО!!! и это важно. Правда у нас они начинаются уже с угла улицы, где зажигают специальные свечи через каждые 3 местра , чтобы гости не ошиблись дверью.А почему все так ?-Да потому что радость детям! Если родители слабы -дети получат не меньше чем те, у кого они сильны! Это даже не обсуждается, потому что так должно быть. Не знаю, существует такая традиция в Беларуси или нет.Думаю что да ! и со своими героями и со своими песнями. Только судя по репортажу и комментам -это кому-то в диковинку. Поэтому и мне не понятно как можно по доброму завидовать тому, что должно быть у всех и всегда пока у нас есть дети. Это норма! Извините что по-русски! Так сложилось!
Ольга (23.02.2012 14:55)
>>> файная сям'я. Але небеларуская>>> Иногда я задумываюсь о причине гибели белорусского языка и нахожу, что во многом его уничтожению способствовали гонорливые тутэйшие, осмеивающие тех, кто приезжал из деревни в город, и не мог освоить ни городской русский, ни выхолощенный белорусский, объявившие тросянку вне закона. Если бы не их нетерпимость белорусский язык в измененном виде, но жил бы дальше. Сейчас у большинства населения страх вымолвить словечко на родной мове, боятся показаться неграмотными. Также как богатырское прошлое, киевской, кстати, не московской Руси. Дети смотрят мультики и впитывают его всеми фибрами. Попробуйте забрюзжать им, что они забыли "свое родное". Они тут же его, это родное, возненавидят. Так что, уважаемый Filifionka, если не нравятся вам богатыри, делайте мультики о белорусских витязях, еще более прекрасные и талантливые. Хотя талант и плохо сочетается с местничеством и неприятием других.
Обиженный (23.02.2012 15:06)
Куда-то пропал мой комментарий. Повторю кратко: восторг от этой семьи - удивительный отец и мать - настоящая героиня! А Дмитрию писал: скажи мне, кто твои друзья - и я скажу, кто ты. Надеюсь, на этот раз комментарий не затеряется.
Будимир (23.02.2012 15:11)
К сожалению, система комментирования на нашем сайте пока очень далека от совершенства. :(
Мінчанка (23.02.2012 15:25)
Падтрымліваю Вольгу на 100%. У нашай сям'і - двухмоў'е: гаворка ідзе і па-русску, і па-беларуску. І добра разумеем адзін аднаго, і культура, калі яна "не на матчынай мове" , не становіцца для нас ад гэтага менш цікавай. А вось адсутнасць культуры ні на якой мове не цікава.
Trollbuster 2 NY (23.02.2012 15:35)
Слушайте, почему вы не установите кирилличную раскладку? Нечитабельные же комментарии на латинке.
ZmZ (23.02.2012 16:48)
МОЛОДЦЫ!!! Так держать!!!
ZmZ (23.02.2012 16:51)
Trollbuster-у 2 NY (23.02.2012 15:35) А ты пробовал белорусскую латинку? Я – да! Впечатления – ох...ительные!!!
Kajtus (24.02.2012 09:44)
Зауседы думаю, а цi магло гэта " гой еси" адбыцца у якой польскай,або славацкай cямьi (т .з. славянская традыцiя). Гэту "маскальшчыну" даруецца праводзiць чалавеку не абазнанаму у беларускай справе, але сьвядомаму- ганьба.
Дзед Барадзед (24.02.2012 10:52)
Сваёй адвечнай "ганьбай" Вы толькі адштурхоўваеце ад сябе народ. Мне здаецца, няма большых ворагаў беларушчыны, чым тыя, што ўсё ганьбяць! Адчапіцеся Вы ад гэтага брыдкага слова і зрабіце нешта цікавае з нацыянальным колерам.
NY (24.02.2012 15:09)
Ksenofobija suzhajet "gorizonty" narodov. Izol'acyonizm = incest = vyrozhd'enije.
Дзьмітры Галко - Філіфьёнцы (24.02.2012 15:50)
«Па-сутнасьці файная сям'я. Але небеларуская. Гэта наскрозь расейскае сьвята на аснове расейскага фальклёру, таму не маё гэта». Гэта сапраўды вельмі небеларуская сям’я па стылю аргынізацыі свайго жыцця. А ў тым сэнсе, які вы маеце на ўвазе, падобных “небеларускіх” сем’яў у краіне абсалютная большасць. Бо, да жалю, аўтэнтычная беларуская культура вядома даволі нешматлікаму колу людзей. Да таго ж, дзецям фактычна няма адкуль даведацца пра беларускіх рыцараў, багатыроў ды інш. Толькі наконт “расейскасці” вы ўсё-ткі памыліліся: і князь Уладзімір, і багатыры – гэта спадчына Кіеўскай Русі. Ці сталі б вы абурацца, калі б хто-небудзь інсцэніяваў, напрыклад, гісторыю пра тампліераў? У вас, дарэчы, імя таксама не беларускае, а шведска-фінскага паходжання. :)
татьяна (24.02.2012 22:14)
Мне это очень близко и знакомо, моей Жене будет 11, и прошло уже четыре таких день рождения. Выбирали тему, это и Гарри Потер и хроники Нарнии, детективы... Детское счастье дорогого стоит. До дня рождения почти три месяца, а сама именинница и гости уже мечтают. Как мне их ожидания обмануть, не могу, готовлю программу. И насчет еды согласна, это совсем не главное... Молодцы такие родители!
Буцак (25.02.2012 06:14)
Лёгкая адгаворка, няма адкуль даведацца. Дастаткова паважаць сябе -- і даведацца лёгка пра беларускіх рыцараў і багатыроў.
Filifionka (25.02.2012 23:55)
Зьміцер, магчыма "ой ты гой есі добрый молодец" і "соловей-разбойнік" сапраўды кульура бальшыні сем'яў на тэрыторыі сучаснай Беларусі. Файна, што тут жыве харошая расейская сям'я. Хай яна тут жыве яшчэ стодваццацьмільёнаў гадоў. У чым ваш пасыл беларусам?
Filifionka (26.02.2012 00:10)
Беларус - гэта беларус. А русскоязычный и русскокультурный - это нормальный русский. І аўтар прапануе вылечыцца ад беларускіх хваробаў тым, што станешся русскім. Толькі ня ўсе хочуць лячыцца, ператвараючыся ў не сябе, у іншага. Калі б шаноўны аўтар напісаў: "якая файная шматдзетная сям'я жыве ў сталіцы", - я б маўчала. Але ў прыклад прывялі "гой есі".
Filifionka (26.02.2012 00:31)
Спадарыня Ольга. Я не выражаю непрыняцьця іншых, у якім вы мяне зьвінавацілі. Будзімір напачатку свайго артыкула выразна зазначыў, што прапануе сям'ю, апісаную ў артыкуле, у якасьці антыдотум беларускіх хваробаў - млявасьці, абыякавасьці. Мне не спадабалася, што расейскую сям'ю, якая прыехала з Амэрыкі ў Менск, у якасьці рэцэпта прапануюць для беларусаў. Я пра гэта напісала. Усё.
Filifionka (26.02.2012 00:44)
Маё разуменьне Беларусі такое, што яна ня можа быць Беларусьсю і Маленькім Ціхім Філіялам Расеі адначасна.
Будзімір (26.02.2012 13:35)
"Дастаткова паважаць сябе - і даведацца лёгка пра беларускіх рыцараў і багатыроў". Дастаткова даць спасылку на уласнабеларускі багатырскі эпас, каб не толькі я, але і ўсе астатнія маглі прачытаць яго сваім дзеткам. Яшчэ лепей, паколькі мы жывем у эпоху візуальнага, падказаць фільмы і мультфільмы, прысвечаныя яму.
Ольга - Филифионке (26.02.2012 13:42)
Уважаемая Филифионка. В своем предыдущем сообщении, на которое Вы не ответили по сути, я обратила внимание, что часто борьба за чистоту расы больше всего эту самую расу и уничтожает. По парадоксальному закону истории. Немцы тоже сражались за чистоту и истинность истинных арийцев. Результат известен всем. Германия надолго раскололась, огромный процент населения физически уничтожен. Зато Америка дала пристанище и русской, и украинской, и белорусской диаспоре. Это не мешает им быть при этом американцами. Если в Беларуси живут люди, которые акцентировались не на полько-литовских, а на киевско-былинно-богатырских своих корнях, это не значит, что они перестали быть белорусами. Поскольку своеобразие Беларуси в том, что её население состоит из православных и католиков. И никто из них не вправе сказать о другом, что они-де меньшие белорусы. Кстати, в Вилейском районе, где у меня живут родственники, православное население именно себя идентифицируют с истинными беларусами, кивая на католическую его часть как на "поляков". Узость, да, узость. Но ничуть не больший грех, чем идентификация белорусов с польско-литовскими корнями, латиница, тарашкевица и прочие элементы субкультуры очень узкого круга, провозгласившего именно себя истинными белорусами.
Ольга 2 (1.03.2012 00:00)
Конечно красиво, когда праздник. В будни этой семьи вряд ли будет и десятая часть этих восторгов, ведь мало кто понимает что стоит "за кулисами". Наверно я не в тему, извините, не сдержалась.